Обучение детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.

 

Доступ в здания МКОУ «Мостовская СОШ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  – крыльцо не оборудовано пандусом;- установлен звонок вызова дежурного по школе рядом с входной дверью на высоте 70 см;- входная лестница оборудована перилами, крайние ступени лестницы имеют контрастную окраску;

– имеется маркировка стеклянной части входных дверей;

– имеется место для собаки- поводыря.

Гардероб Гардероб размещается на первом этаже, оснащен вешалками для одежды и обуви
Лаборантские при кабинетах химии, биологии, физики,   ОБЖ
Учебные кабинеты Обучающиеся первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях на втором этаже школы.Для  обучающихся второй и третьей ступеней образовательный процесс организован по классно-кабинетной системе.Учебные кабинеты, учебные мастерские, спортивные залы не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ
Учебные мастерские кабинет обслуживающего труда, мастерская
Спортивный зал Спортивный зал – 2, расположены на первом этаже. Имеются раздевальные комнаты для мальчиков и девочек, комната для учителей физической культуры. Выделены помещения под туалеты для мальчиков и девочек.Малый спортивный зал для проведения занятий начальной школы, площадь- 118,5м2.Большой спортивный зал, площадь –  147 м2.
Тренажеры для инвалидов и лиц с ОВЗ   фитбол, сухой бассейн,  массажный коврик со следочками,  мячи и настенное пано для развития мелкой моторики, равновесия.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Столовая / количество посадочных мест 1/100
Организация питания после 2-го урока – обучающиеся 1-4 классовпосле 3-го урока – обучающиеся 5-7 классовпосле 4 урока – обучающиеся 8-11 классов

для обучающихся с ОВЗ организовано 2-разовое питание

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Организовано оказание первичной медико-санитарной помощи. Заключен договор о медицинском обслуживании с ГБУ «Варгашинская ЦРБ». Имеется медицинский кабинет. Обслуживает фельдшер детской консультации Шорина Н.Н. Определена оптимальная учебная и внеурочная нагрузка в соответствии с СанПин, определен режим учебных занятий и продолжительность каникул. Организуются и создаются условия для профилактики заболеваний.
Библиотека В Учреждении есть библиотека, совмещенная с читальным залом и медиатекой.  Медиатека находится при кабинете информатики. Имеется 1 книгохранилище. Число мест в читальном зале – 6, число сотрудников – 1, число автоматизированных мест – 1
Кабинетов информатики/рабочих мест 2/17
Кабинет психолога 1
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) для обучающихся в том числе для лиц с ОВЗ/оборудование комнаты Интерактивный источник света для фибероптики; пузырьковая колонна «Стелла»;   безопасное настенное зеркальное панно; ковёр «Звёздное небо», «Галактика»; световой оптоволоконный модуль
Кабинет логопеда 1
Кабинет социального педагога и педагога-психолога 1
Кабинет педагога-организатора (школьного самоуправления)
1
Административные кабинеты 2
Учительская 1

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями   — отсутствуют

 

 

Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН, которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

В нашей школе обучается 234 обучающихся, из них 19 детей — это дети с ОВЗ. На индивидуальной форме обучения находится 3 обучающихся.  Для них обучение организовано на дому. Остальные дети обучаются в режиме инклюзии

Должность ФИО Предмет Образование
Учитель Черепанова Надежда Владимировна Русский язык, литература, математика, окружающий мир, труд высшее
Васильева Валентина Владимировна Физическая культура высшее
Петухова Татьяна Валерьевна Музыка, ИЗО высшее
Пятников Сергей Михайлович Технология высшее
Моргун Ольга Леонидовна Технология с/специальное
Смолина Оксана Анатольевна История, обществознание с/специальное
Учитель-логопед Плешкова Светлана Анатольевна Коррекционные занятия высшее
Педаго-психолог Михайлова Ирина Владимировна высшее
Социальный педагог Яковлева Ирина Анатольевна высшее

 

Информация об обучающихся ОВЗ

методические рекомендации

положение обучение детей с ОВЗ

программа коррекционной работы

спец-услов-для-ДОВЗ-с-ЗПР

спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-ЗРЕНИЯ

спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-ОДА

спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-РАС

спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-СЛУХА

Характеристика-шаблон

рабочие программмы

школьный психолого- медико-педагогический консилиум

электронное обучение, дистанционно-образовательные технологии

локальный акт ОВЗ