Обучение детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.
Доступ в здания МКОУ «Мостовская СОШ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | – крыльцо не оборудовано пандусом;- установлен звонок вызова дежурного по школе рядом с входной дверью на высоте 70 см;- входная лестница оборудована перилами, крайние ступени лестницы имеют контрастную окраску;- имеется маркировка стеклянной части входных дверей;- имеется место для собаки- поводыря. | |
Гардероб | Гардероб размещается на первом этаже, оснащен вешалками для одежды и обуви | |
Лаборантские | при кабинетах химии, биологии, физики, ОБЖ | |
Учебные кабинеты | Обучающиеся первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях на втором этаже школы.Для обучающихся второй и третьей ступеней образовательный процесс организован по классно-кабинетной системе.Учебные кабинеты, учебные мастерские, спортивные залы не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ | |
Учебные мастерские | кабинет обслуживающего труда, мастерская | |
Спортивный зал | Спортивный зал – 2, расположены на первом этаже. Имеются раздевальные комнаты для мальчиков и девочек, комната для учителей физической культуры. Выделены помещения под туалеты для мальчиков и девочек.Малый спортивный зал для проведения занятий начальной школы, площадь- 118,5м2.Большой спортивный зал, площадь – 147 м2. | |
Тренажеры для инвалидов и лиц с ОВЗ | фитбол, сухой бассейн, массажный коврик со следочками, мячи и настенное пано для развития мелкой моторики, равновесия. | |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | ||
Столовая / количество посадочных мест | 1/100 | |
Организация питания | после 2-го урока – обучающиеся 1-4 классовпосле 3-го урока – обучающиеся 5-7 классовпосле 4 урока – обучающиеся 8-11 классовдля обучающихся с ОВЗ организовано 2-разовое питание | |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Организовано оказание первичной медико-санитарной помощи. Заключен договор о медицинском обслуживании с ГБУ «Варгашинская ЦРБ». Имеется медицинский кабинет. Обслуживает фельдшер детской консультации Шорина Н.Н. Определена оптимальная учебная и внеурочная нагрузка в соответствии с СанПин, определен режим учебных занятий и продолжительность каникул. Организуются и создаются условия для профилактики заболеваний. | |
Библиотека | В Учреждении есть библиотека, совмещенная с читальным залом и медиатекой. Медиатека находится при кабинете информатики. Имеется 1 книгохранилище. Число мест в читальном зале – 6, число сотрудников – 1, число автоматизированных мест – 1 | |
Кабинетов информатики/рабочих мест | 1/10 | |
Кабинет психолога | 1 | |
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) для обучающихся в том числе для лиц с ОВЗ/оборудование комнаты | Интерактивный источник света для фибероптики; пузырьковая колонна «Стелла»; безопасное настенное зеркальное панно; ковёр «Звёздное небо», «Галактика»; световой оптоволоконный модуль | |
Кабинет логопеда | 1 | |
Кабинет социального педагога и педагога-психолога | 1 | |
|
1 | |
Административные кабинеты | 2 | |
Учительская | 1 |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями — отсутствуют
Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
- Приказ МЗ РФ № 436н от 30 июня 2016 г. «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ МОН РФ №1598 от 19.12.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо МОН РФ № ВК1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо МОН РФ № ВК2101/07 от 31.08.2015 «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении»
- Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ
- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого–медико–педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения»
- Информационное письмо об учебниках и методических пособиях для обучающихся с ОВЗ
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН, которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
В нашей школе обучается 234 обучающихся, из них 19 детей — это дети с ОВЗ. На индивидуальной форме обучения находится 3 обучающихся. Для них обучение организовано на дому. Остальные дети обучаются в режиме инклюзии
Должность | ФИО | Предмет | Образование |
Учитель | Черепанова Надежда Владимировна | Русский язык, литература, музыка, окружающий мир, труд | высшее |
Васильева Валентина Владимировна | Физическая культура | высшее | |
Волосникова Елена Анатольевна | Математика | высшее | |
Пятников Сергей Михайлович | Технология | высшее | |
Моргун Ольга Леонидовна | Технология | с/специальное | |
Смолина Оксана Анатольевна | История, обществознание | с/специальное | |
Учитель-логопед | Плешкова Светлана Анатольевна | Коррекционные занятия | высшее |
Педаго-психолог | Михайлова Ирина Владимировна | высшее | |
Социальный педагог | Яковлева Ирина Анатольевна | высшее |
положение обучение детей с ОВЗ
программа коррекционной работы
спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-ЗРЕНИЯ
спец-услов-для-ДОВЗ-с-нар-СЛУХА
школьный психолого- медико-педагогический консилиум
электронное обучение, дистанционно-образовательные технологии